О нас

О нас

like

Казахские традиции и история

 Так уж заведено в этом мире: кто-то мудрый всесильной рукой помещает некую общность людей в некие обстоятельства, обставив сцену некими декорациями… И наблюдает, как эта самая общность людей превращается в народ, и как этот народ, аккумулируя энергию данных свыше места и времени, создает свою аутентичность, самобытность, свою национальную культуру и космогонические представления. Возможно, Творец умиляется, забавляется, восхищается тем, как предложенные им обстоятельства рождают народное творчество, как гениально воплощается его задумка в шедеврах, созданных уже собственными руками людей, в их прикладном искусстве – в этом мучительном и радостном пути его, Создателя, мыслей с неба на землю…

 Всевышний или Природа (величайте, как хотите) изрядно позаботились о казахах. Декорации, дарованные нашему народу, сделали наших предков Мастерами. Лютая стужа и обжигающий зной научили изготовлению пряжи и войлока, кошмовалянию, ковроткачеству. Суровый быт и необходимость экономить – технике лоскутного пошива. Естественное стремление к украшательству привело к развитию ювелирного искусства зергеров и тонкого мастерства резчиков по дереву. И все это, донесенное до нас через века и исторические перипетии, остается невероятно прекрасным, ибо сильные люди всегда стараются сделать трудную жизнь максимально красивой. 

 Известно, что все, чего касается рука мастера, вырастает до высокого «ранга» произведения искусства.  Мастера не мудрствуют? Неправда. Их гениальность – это, как раз, и есть непривычный взгляд на вещи.  Во все времена и у всех народов рецепт создания шедевра неизменен: полет творческой мысли плюс виртуозная техника. Чтобы понять безапелляционность этой формулы, стоит взглянуть на вышитую шелком национальную одежду, на замысловатые узоры на чехлах для домашней утвари, на коржыны, радующие глаз орнаментом, на изысканную в своей простоте, уникальную «многокрылую» архитектуру юрты. Стоит насладиться эстетикой казахского сундука, воплощенной в серебре и дереве. Истинный мастер в любой процесс добавит, как сегодня принято говорить, креативности. Так, наши праматери даже крутой аркан из конского волоса, добавляя к натуральному цвету крашеные волокна, наделяли рисунком...

 Но есть один из видов казахского национального рукоделия, который лишен брутальности, эпической монументальности и некоего пафоса. Он мягок (причем, в самом прямом смысле слова!), и наиболее удобен в адаптации к современному интерьеру – возможно, потому, что дошел до нас сквозь тысячелетия, проявив известную гибкость и претерпев изрядные метаморфозы. По сути, этот вид казахского прикладного искусства никогда не покидал наших домов и наших сердец. Он усердно создавал для нас то, что англичане называют «home, sweet home».  Наш герой – это құрақ-шитье, техника лоскутного пошива матрацев, одеял, подушек. Изменившись, но сохранив национальный колорит, корпе – одеяла и матрацы, созданные в этой мозаичной технике, разбавляют наш, порой такой монотонный, современный интерьер, напоминают о детстве и семейных ужинах за низким восточным дастарханом.

 Құрақ-корпе, patchwork and quilt, стеганное лоскутное одеяло… Названий много, ведь и единой родины, эдакой «страны-производителя» у этой техники нет. Стремлением сделать работу с текстилем безотходным производством руководствовались хозяйки во всех уголках планеты. Можно, конечно, вспомнить египетский орнамент, созданный древними мастерами из кусочков газельей кожи, лоскутный ковер, найденный в Пещере тысяч Будд, или стеганное лоскутное кимоно, представленное ныне в этнографическом музее Токио. Но, так или иначе, право «первородства» сегодня так не за кем и не закреплено. Так, пионеры Северной Америки испытывали острую нехватку привозной ткани и, следовательно, экономили ее. Во всяком случае, до тех пор, пока южные штаты не превратились в одну огромную хлопковую плантацию.

 Но даже с появлением собственного текстиля, Америка, как впрочем, и весь остальной мир, не предал забвению старый добрый пэчворк. Мало того, с развитием его техники появились теперь уже классическими лоскутные узоры, а одеяла, собранные руками мам и бабушек, и сегодня считаются самым трогательным и дорогим (пусть даже не в финансовом эквиваленте) предметом семейного наследия. Почти в каждом американском «отчем» доме есть покрывала, одеяла или подушки с лоскутными орнаментами «Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки», «Лестница Иакова» или «Звезда Огайо и Техаса». А у нас, в Казахстане, каждая женщина постарается сохранить для своей семьи хотя бы одно корпеше из своего приданного, над которым трудилась ее заботливая ажека.

 Даже если не мыть, не сушить и не перебирать шерсть, а пользоваться уже готовой – создание құрақ-корпе было и остается тренингом на усидчивость, творчеством мастериц, обладающих железной самодисциплиной, патологической аккуратностью. И при этом их работа оставляет впечатление легкости и очевидности. И за всем этим стоят века опыта народа, обогатившего третье тысячелетие своей самобытной культурой. Как любой народный «hand-made», этот труд отправляет вашу фантазию в полет, развивает художественный вкус, приносит огромное удовлетворение от собственного присутствия в этой жизни и рождает тихий, но самый настоящий патриотизм. И эта энергетика определенно передается тем, для кого это лоскутное чудо создается.

 Революции, войны, периоды разрухи и голода, увы, рождают прочные и негативные ассоциации. И какое-то время лоскутное одеяло было в коллективном советском сознании атрибутом нищеты. Но нашим сознанием руководит время, и оно все расставило по местам. Поэтому сейчас, в XXI веке, музеи всего мира украшают свои экспозиции стеганными мозаичными шедеврами домашних мастериц. К примеру, Whitney Museum of American Art, что в Нью-Йорке экспонирует выставку лоскутных квилтов, как самостоятельного жанра декоративно-прикладного искусства.  Patchwork активно представлен в музеях Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии.  А каждые два года, начиная с 1997-го, в России имеет место быть яркий фестиваль «Лоскутная мозаика России». И демонстрируется здесь не коллекция раритетов, как во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а творчество современных мастеров. В нашей же республике с ее вековыми «лоскутными» традициями работает целая Ассоциация лоскутного шитья, проводится республиканский конкурс с номинацией «Курак» среди прочих. Впрочем, у нас увидеть құрақ-корпе можно в любом доме, где к традициям относятся бережно и не забывают о корнях. 

 Напомним, что время оказалось самым эффективным новатором по отношению к лоскутным стеганным произведениям прикладного искусства. Это коснулось и пластики тканей, и их технологических свойств, и их соседства в шедеврах мастериц, и присутствия дополнительных декоративных элементов, например, в виде вышивки, и многого другого. Цвет и геометрия стали определяющими в рождении новой гармонии құрақ-корпе, равно как и мозаичного текстиля других народов. Орнаменты и колористка делают эстетичным присутствие техники «құрақ»  и в верхней одежде, и в интерьере. То есть, в том, что более всего подвержено капризам моды. Здесь даже возникли новые направления –  арт-квилт или арт-текстиль. И в этой области мастера творят настоящие чудеса. Так, құрақ-корпе может не только стать ярким пятном в любом, даже самом «техногенном» интерьере, но и продемонстрировать позицию хозяина этого пространства, его этническое самоопределение и мировоззрение. 

 Любой вид народного творчества – это энергия народа, направленная на постижение внешних обстоятельств и стремление лучше ориентироваться в них. Вот и лоскутная техника возникла в казахской степи отнюдь не «вдруг». По мнению некоторых исследователей, в составлении одного большого из обилия мелких деталей отразились мистические, и даже сакральные  представления казахов. Срабатывала коллективная психология, и лоскут наделялся определенным символическим значением. К примеру, лоскутки с одежды умершего батыра служили оберегом для новорожденных, зашивались в тумары. Говорят, на такие же мини-«знамена» шел платок многодетной матери, чей жизненный путь был равен веку.  Талисманами становились и розданные гостям на свадебном тое лоскуты «жартыс». А собственно залогом крепкой семьи служило лоскутное корпе. Ибо брак есть не что иное, как соединение множества (учитывая многочисленную родню) в единое целое – новый семейный клан.

 Даже самый невнимательный созерцатель, мало путешествующий по свету, сможет определить этно-культурную принадлежность того или иного «растиражированного» орнамента. Ведь прикладное искусство всегда имеет национальность. У казахов представления о мире подчинялись некой числовой магии, ориентировались на четыре стороны света и стали основой космогонических, анималистических, флористических и бытовых узоров. Кошмы, ковры, корпе, ленты для юрт и прочее украшены сегодня, как и века назад, лунообразным орнаментом «айшик», солнечным светом «кун нуры», туго выгнутым «кошкар муйиз», верблюжьим «туйе табан», тюльпаном «кызгалдак» или четырьмя лентами «торт таспа»...

 Цвет в құрақ-корпе, как и в других казахских рукоделиях, испокон веков тоже подчинялся аллегорической символике, лаконичной и обобщенной. Голубым всегда было небо, красным – солнце, желтым – разум и печаль, которую он порождает… Черной, жирной, плодородной была земля, а зеленой – весна, молодость этого мира.  Замечательно, что действительность представлялась нашим предкам пребывающей в гармонии, и, возможно, потому узоры на кошмах, лоскутных одеялах, на керамике,  в изделиях зергеров и прочем были всегда симметричны.

 Мир современных мастеров имеет куда более сложную конституцию, а потому народные художественные промыслы наполняются новым содержанием, преобразуются в новые виды и жанры. Но, тем не менее, они все так же, как и столетия назад, верны традициям нашего народа, пусть даже отражая новую эпоху. Сегодняшние народные умельцы помогают нам понять: как далеко бы мы не ушли, нам всегда есть о чем помнить, нам всегда есть, на что ориентироваться и в чем черпать вдохновение. 

http://exclusive.kz/kulturnaya-sreda/9188

http://kablychki.ru/история-пэчворка

http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p54aa1.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лоскутное_шитьё

http://orenburg-nasledie.ru/index.php/texniki-texn/114-laskutnoe-odeyalo

    • Адрес:
      г.Алматы, ул.Байтурсынова 89, уг.ул. Шевченко
    • Звоните пишите:
    • Мы будем рады общению и постараемся помочь Вам!
    • support@kurakkorpe.kz
    • kurakkorpe
    • kurak_korpe
    • +7 701 195 12 12
      +7 707 918 27 09
      +7 702 240 46 64
Курак Корпе © 2018
Работает на OpenCart